Приметы и Суеверия.

С превеликим удовольствием приветствую всех, кто добрался-таки до третьей лекции курса. Весьма приятно видеть вас. Сегодня мы затронем тему, близкую каждому, простую и понятную, но очень неоднозначную. Поговорим мы сегодня про:

Приметы и суеверия.

Их можно назвать простейшей единицей практической русской магии, отражающей представления наших предков о магии, об окружающем мире. Они затрагивают темы, к которым даже мы в современном магическом мире не всегда имеем возможность обратиться. Приметам уделялось большое значение, они появлялись из наблюдений и перерастали в обряды, дабы реализовать хорошую примету или предотвратить исполнение плохой.

Необходимо для начала обратиться к определению понятий приметы, суеверия и предрассудков. Что говорят нам об этом официальные источники/

Приметы - в суеверных представлениях - признак, предвещающий что-нибудь. Обстоятельство, явление, указывающее по народным верованиям на появление чего-нибудь, на связь с каким-нибудь другим событием. (Ушаков)
Суеверие, суеверство - ошибочное, пустое, вздорное, ложное верованье во что-либо; вера в чудесное, сверхъестественное, в ворожбу, гадания, в приметы, знаменья; вера в причину и последствие, где никакой причинной связи не видно. Взаимные пределы правоверия и суеверия зависят от убеждений, и у всякого на то своя вера. Все таинственное, непонятное в природе иными отвергается и зовется суеверием. (Даль)
Суеверие - религиозный предрассудок, представляющий явления и события в жизни проявлением чудесных сверхъестественных сил и предзнаменованием будущего. (Ушаков)
Предрассудок - мнение, предшествующее рассудку, усвоенное некритически, без размышления. П. называются иррациональные компоненты общественного и индивидуального сознания - суеверия, связанные с религией, и предубеждения. (отрывок из БСЭ)
Предрассудок - ложный взгляд на что-нибудь, превратившийся в привычку. (Ушаков)

Итак, из приведенных выше определений можно сделать вывод о том, что все эти термины в большей части являются негативными, они говорят об ошибочном неверном представлении и веровании. Но так ли это на самом деле, не могут дать стопроцентного ответа даже сами ученые, давшие определения данным понятиям.

Нам известно, что приметы своими корнями уходят в далекую древность. Основанные на более чем тысячелетнем опыте наблюдений, они изначально являли собой важнейшую информацию для наших предков. Например, не было других аналогов "прогноза погоды", а от зоркого глаза наблюдателя не ускользала хорошая, достоверная примета, позволяющая ему быть убеждённым: "дождю быть!"

Неся в себе прикладную функцию, приметы также являются старейшим памятником русского языка, своей самобытностью отражая живой и красочный мир нашего фольклора. Но пришло время, когда приметы стали суевериями, по определению ошибочными. И теперь мир разделился на две части: тех, кто верит и тех, кто не верит. Да и те, кто верит, сопоставляют это скорее со своей удачливостью или неудачливостью, со стечением обстоятельств или судьбой, но редко кто задумывается об истинной сути вещей, об истинной сути происходящих явлений, отсюда и рождаются негативные определения.

Само слово «примета» означает какой-то отличительный признак, по которому можно опознать что-то или кого-то: так, благодаря приметам наши предки подмечали и примечали события, происходящие вокруг них, и сопоставляли их с вещами, вокруг которых они происходили. Очень многие ставят сейчас приметы и суеверия в один ряд. Делают их по сути одним и тем же, а отсюда рождается, что приметы есть предрассудок. Неверное и ошибочное суждение. Я же рискну заявить, что мнение это ошибочное, можно четко разграничить два этих понятия, которые применяются к одному и тому же явлению, но используются в зависимости от отношения к ним человека. То есть по сути суеверие есть примета, поставленная в ранг недоверия. Некоторые приметы переросли в разряд суеверий, то есть примет, в правдивости которых кто-то сомневается.

Давайте немного отвлечёмся от теории. Ответьте мне на один простой вопрос. Поднимите руки те, у кого есть бабушка? Опустите руки те, кто ее почти не видел. Кто сидит с поднятой рукой, подскажите, чему вас учила бабушка?

Гвалт голосов заполнил аудиторию: - Завязывать шнурки!
- Быть добрым!
- Печь пирожки!

- А если вернуться к теме урока? Говорили вам бабушки, что соль просыпать ? к ссоре? Или что чёрная кошка к неудаче дорогу перебегает?
- А моя бабушка говорила, что кошки, через дорогу бегающие, удачу приносят.
- Моя бабуля учила посидеть на удачу перед дальней дорогой.

Вот мололдцы, то, что надо, вспомнили.

Рунаина ненадолго замолчала, давая ученикам высказать всевозможные"А я...", "А у меня...", "А мы..."

Заметили? Как много мнений, возгласов и споров. Кто-то из вас верит, кто-то нет, и у всех свои примеры и доводы «за» и «против» таких вот примет, так что некоторые из них вполне уверенно мы можем как назвать?

- Суеверия, - выкрикнула одна пилвилиннка.

Да, действительно, суеверия. Грань между ними и приметами очень проста. Суеверие по определению - что-то, подвергающееся сомнению, а потому это что-то ненадёжное, чему не стоит верить. При этом примета ясно указывает нам на факт взаимосвязи причины и следствия. Подчас очень трудно разглядеть эту грань. То, что кто-то воспринимает как достоверную примету, для другого может быть сущим суеверием.

Домашнее задание:

  1. Расскажите мне какие вы знаете погодные приметы (7-10 штук). Случалось ли вам наблюдать, как сбывалась какая-нибудь из них? (0-3 балла)
  2. Приведите три аргумента за веру в приметы и (или) суеверия и три аргумента против. (0-2 балла)
  3. Нарисуйте рисунок, напишите небольшой рассказ или сказку (не больше половины свитка ворда), сочините стихотворение или песню, вдохновившись любой из указанных вами в первом вопросе примет. (не надо выполнять всё сразу, выбирайте то, что ближе вам, то, в чём вы сильны) (0-5 баллов)

Возможные темы докладов:

  1. Сравнение примет разных народов.
  2. Сборник квиддичных или драконбольных примет.