Эрда Пуатье
1 курс Школы (Кранног)
Русская магия
Территориальные особенности волшбы моего края


Уважаемая Рунаина, отправляю доклад по теме

«Территориальные особенности волшбы моего края. Рязань».

Предисловие:

Мой край зафиксировать сложно – это и некоторые заграничные края, Подмосковье, и Москва, и Черниговщина (не знаю почему, проводила там лето в детстве, но чувствую ее своей и зов оттуда), и Калининградская область, и Петербург с Финским заливом, но так как волею случая, я провожу сейчас время в деревне Лашма под Касимовым, доклад будет о Рязанской волшбе в общем, и немного о Касимовской.

Касимов – осколок древнего татарского княжества, здесь еще сохранились мавзолеи, минарет, есть еще и татарские древние колдуны. Это с одной стороны.

А с другой – недалеко от меня на Оке есть остров Добрыня и там недавно были найдены кольчуга и пояс с золотой пряжкой. А еще в часе ходьбы от меня три древние стоянки )4-5 тыс. до н.э.), раскопан в 1962 году, жили лесные окские племена – культура схожа с казанской, правда из магических примет в источниках – только голова лосенка под порогом – для сохранности дома и много медвежьих клыков.

А так у нас песок, сосны, подземное озеро и небольшие залежи железных руд. Ну и старица Оки.

Да, еще есть лодочные сараи, сложенные из известняка. Похожи на небольшие теремки. Никогда раньше таких не видела.

На окраине Лашмы есть круглая башня с остроконечной крышей – смотрит на лес и поле. Сложена из известняка, за забором. Похожа на сторожевые башни Кавказа. Говорят там дом и хозяйственные постройки. А может и алхимик – кто знает? Поле, кстати, поросло полевой клубникой, и сдается мне, не раз оно было боевым.

Но предисловие долгое, итак, Рязань.

Древняя история края:

В Рязани есть городская легенда, о том что в декабре 1941 года командующий армией «Центр» фельдмаршал фон Бок получил очень странную директиву Гитлера, которая запрещает обстрелы территории близ Рязани вдоль Оки. Там же фон Бок был обязан обеспечить прикрытие некоей поисковой группе Аненербе, которая собиралась что-то искать в этих краях. Версии, что искали – две:
1. Агриков (Агрик – сын Ирода( меч ил его обломки. Артефакт непобедимости. (Агрик – сын библейского царя Ирода). В некоей летописи, которой пользовались немцы, и она, естественно, пропала, указано что мечом владел владимирский князь прототип князя Всеволода из сказания о граде Китеже.
2. Говорят, что в древних подземельях под Рязанью хранятся артефакты Гипербореи, ранее принадлежащие русским князьям. (Я еще слышала и про библиотеку Ивана Грозного – касимовский царь Симеон Бекбулатович одно время правил Россией по прихоти Ивана Грозного. Впрочем, может быть все, а я девушка чувствительная и под башней в моей Лашме какие-то подземелья и технические агрегаты чую, хотя это может быть подвал и бойлерная)))
Бред-бредом, все серьезные историки опровергают такую экспедицию, но:
«Имел место анекдотичный случай, когда разведывательная группа ГРУ (в декабре 1941) в составе 8 человек была по ошибке выброшена под Рязанью, которая, как известно, никогда не была оккупирована немцами."
Источник:
Никольский В. А., "ГРУ в годы Великой Отечественной войны"
Интересное совпадение случайностей, и я думаю, что полет надо было прикрыть, и появилась версия ошибки. Надеюсь, то, что искали немцы, нашли наши.

Более реальные вещи и не менее интересные вещи, например Рязанский Стоунхедж. Святилище и обсерватория недалеко от Старой Рязани. Возраст около 4 тысяч лет
Назначение – обсерватория и жертвоприношения. Конечно, фиксируются излучения. Столбы были не каменные, а деревянные, но все элементы древней обсерватории в наличии.


площадка мегалитов в Старой Рязани


Реконструкция старорязанского Стоунхеджа

Перед татарским нашествием маги, очевидно, состояли в штате русских князей:
«Пришли с восточной стороны на Рязанскую землю, лесом, безбожные татары с царем Батыем, и придя, сначала, стали станом на Онузе, и взяли ее и сожгли. И оттуда послали своих послов: женщину-чародейку и двух мужчин с ней к рязанским князьям». Раз, присылали чародейку, значит, нашей стороны тоже в переговорщиках находились колдуны.
Русские, как известно, ответили отказом. Рязань в итоге сожгли. Она возродилась из пепла и сейчас на ее гербе изображен феникс.

Рязанская земля крайне богата артефактами. Очень известен и упоминается во многих источниках серебряный браслет 11 века с изображением русалий.
Рукава русской вышитой рубашки, длинные, иногда до двух метров (сказка о Царевне-лягушке), придерживались такими браслетами.
В Рязани наиболее распространенным рисунком народной вышивки композиция «дубок». По структуре это изображение мирового древа. Также такой рисунок часто изображался на рушниках, которыми и вытирали младенцев и на которых опускали гроб в могилу.

Возвращаясь к браслету:
"Браслеты предназначались не для парадного наряда, предусматривающего появление княгини или боярыни в храме, и не для простого повседневного убора, а для торжестве иного, но,очевидно,потаенного участия в прадедовских обрядах". Б.А.Рыбаков
На браслете, найденный в Старой Рязани, изображена женщина, выпивающая на русалии ритуальную чашу, она берет ее через спущенный длинный рукав.

Современная волшба.

Если по записям этнографов, видно два основных направления отношения к колдовству : к личной волшбе отношение благоприятное, а к колдунам и ведьмам – настороженное. Даже в советское время. При анализе отношения к рязанскому волшебству отчетливо видна опаска.

На оном из сайтов: «В Москве были всегда более лояльны к людям, в сторону Рязани позлее там колдовство принимало более агрессивную форму, существовала таинственная злая Сила. На рязанской земле был издавна культ Огненного Змея
Змея поискала, нашла, что по области существовала бытовала вера в «жарового змея» - нечистого духа, прилетающего к тоскующим по умершему мужу вдовам.

Считается, что рязанское колдовство было преимущественно женским. Сила давалась, в основном, женщинам. Мужчина мог поколдовать безнаказанно, только переодевшись в женскую одежду. Хотя были и исключения.

В основном, конечно, было много знахарок.

Нашла заговор, не знаю, насколько он аутентично рязанский, но статья была про Касимовских знахарок:

Заговор на снятие порчи с ребенка
«Заря-зареница,
Красная девица,
Возьми криксы-плаксы
Ночные, дневные, полуденные.
Дай рабе Божьей Маше покой
По сей день, по сей час, по мой приговор.»


Женщины, наделенные силой, были трех категория: врождённые колдуньи, колдуньи наученные (говорят, знахарству можно только научить), к третьей - те, кому колдовские способности были переданы. Много рассказывают, как сила переходит при передаче колдуньей стакана воды или веника.
Писала и задумалась – меня в конце февраля понесло в Минск (там есть друзья, но я неожиданно для себя собралась в течение дня и поехала, хоть и не планировала). Мне сняли квартиру недалеко от центра. Вдруг там сломался электрочайник, а утром того дня я видела у дома ворона. В центре города. Зашла к соседке спросить спичек. Открыла старушка с чуть заостренными ушами. В прихожей у нее висело Всевидящее око. Спички дала, которые у нее хранились с 80-х годов. Так что, я не исключаю, что какой сугубо минский дар мне передали.

Опять, возвращаюсь к женской силе. Русалок в краю очень много. Русалии были очень популярны до конца XIX века, также был обычай провожать русалок в рожь.

Из древних артефактов области интересен Синий Камень – в лесу у южнее с. Тырново, лежал синий камень - диоритовая глыба около 2 кубических метров. Говорят, змей Перт расколол огромный камень. Два осколка стали озерами, в третьем поселился сам Перт.

Говорят, еще через него проходила дорога богов (как гласит местное предание, скакал как-то раз один из них на коне, и его конь ударил по синему камню подкованным копытом, после чего на камне появилась соответствующая отметина).
В старину считали, что если переночевать возле синего камня, то можно обрести колдовские способности. Обучение могло продолжаться, пока камень звал, но если не почувствовать этот момент и придти лишний раз – можно было не вернуться.
Недавно Синий камень пропал.

Любят в Рязани погодную магию, ветер вызывают свистом: чтобы усилить ветер «выходят за овин и тихонько свистят; если же ветер вертит, то свистеть нельзя — он будет еще сильнее разыгрываться»
Есть интересный обычай, связанный с «неспокойными мертвецами», он направлен на предотвращение выхода покойного из могилы. Для этого на могилу клали камень, на крест повязывали платок.
Возможно, неспокойные мертвецы – это колдуны или колдуньи, не отдавшие силу.

О колдунах в рязанских рассказах:
«Плохие люди (колдуны) отворачивають тучу. Отец говорил, что тучу отворачивать, спорину у хлеба отымать и молоко у коров – это великий грех, это три дела».
«Портили людей. Дед в Пехляце (Пехлец – село в Кораблинском районе) какой был, дак он сделал-то. Он пришел (в гости), первый стакан выпил. Она (соседка) входила через порог – и ее как бы толкнуло. Он стакан взял и ее до трех раз облил: она в неделю умерла от сибирки. Великий колдун был».
«Колдуны летають в трубу. Тетка Наталья Корсетова летала, у ей отец знал (М.Н. Свирина. с. Пустотино Кораблинского района (1986).
«Колдуны и раньше вроде были и счас есть. А какая и няго примета? Итить надо в церковь – все ненадеванное надеть, новую – тады увидишь колдуна, что он стоять будет к Богу задом. Вроде колдун или колдунья старается притить, как к заутрени бластють: он появляется. Тут нельзя итить, как пробьет звонарь три раза. В это время колдун старается подойтить к церквы, когда оба края начинают звон. Тады итить нельзя к церквы – только колдуны стараются пройти» Из рассказа А.Ф. Варламовой (1988)


Поскольку колдуны людей портили, , в 1653 году был даже издан указ о запрещении колдовства в рязанских и других города.

«Въдомо государю учинилося, что в городъх и в уездех и в селех и в деревнях многие незнаючие люди, забыв страх Божии, и не помятуя смертнаго часу, коренья держат и травы отравные и теми кореньми и отравными людей портят многими розличными порчами и заговорные еретические отреченные книги держат и костьми ворожат

Очевидно, этот запрет касался только черной магии.

Поняла ваше замечание о ворожбе, наткнувшись на эту цитату из Афанасьева:

«Они явились в Москве в Розыскной приказ и сделали на Безобразова извет, что он сносился с Шакловитым и на пути к Нижнему посылал по городам и селам людей своих отыскивать ворожей и волхвов — верст за двадцать и далее; посланные приводили к нему разных колдунов: в Москве — мельника Сеньку Антонова, в Коломне — волхва Ганьку, в Касимове — женку-татарку и бабу Аксютку и те колдуны и колдуньи ворожили на костях, деньгах и на воде о здравии царя Петра Алексеевича и матери его Наталии Кирилловны, умышляючи злое дело, и о бунте и победе на бояр

С уважением,

Эрда Пуатье




Оценка: 10
Дата сдачи работы: 24.09.2013
Дата проверки: 27.11.2013

Комментарий:
Никогда не была на Рязанской земле),очень интересный образ Вы создали.
Да, о ворожбе это высказывание очень ярко говорит).
Очень содержательный доклад, спасибо