Ainslie Red
2 курс Школы (Кранног)
Русская магия
Использование оберегов на территории Карелии и Заонежья


Доброго времени суток, профессор Рунаина!



В этом триместре на занятиях по Русской магии нам довелось рассмотреть прекрасную тему, которая касалась оберегов, талисманов и амулетов. Эта тема меня заинтересовала и я решила немного подробнее узнать о тех оберегах, которые считались действенными и использовались как в быту, так и в редких случаях, на территории моего региона. Ранее я уже писала об особенностях магии вепсов - малого народа, который проживал в том числе и на территории республики Карелия. В данном же докладе я постараюсь коснуться информации, относящейся ко всем жителям указанной территории (это вепсы, карелы и русские).
Как и на всей территории России, на севере почитали и уважали духов природы, которые благоволили простым людям и дарили им блага и радость, либо же несли несчастья и беды. И для защиты себя, своих близких, дома, скота и прочего, жители Карелии применяли разного рода обереги. И обереги эти охраняли и оберегали человека от самого рождения и до ухода в мир нематериальный.

Так, при появлении младенца на свет на него сразу же вешали нательный крест, то есть по сути ребенка сразу отдавали под защиту ангела-хранителя. Это делалось для того, чтобы если вдруг ребенку будет суждено умереть при родах или после них, то будет крещеным, а значит его душа не достанется нехорошим силам и добрые духи и боги смогут о нем позаботиться. Нательный крест человек носил всю жизнь и скрывал его под одеждой, чтобы на крест не падали чужие взгляды.

Следующим оберегом, которым волей неволей обладал каждый ребенок, становился первый молочный зуб, который был своеобразной защитой от происков нечистой силы. И именно поэтому младенца, у которого не было ни одного молочного зуба старались никогда не оставлять одного, чтобы нечистая сила не могла к нему подобраться. Когда же зуб вырастал, то считалось, что ребенок уже защищен и его можно было ненадолго оставлять наедине с самим собой. А чтобы усилить защиту от нечистой силы, которая выросла у ребенка сама, к нему в колыбель клали комель от того веника, которым парилась его мать в бане первый раз после родов. Оберегом для младенца также считалась накидка, которой укрывали колыбель ребенка, потому что ее шили из той юбки, которую носила мать. Также за ушами ребенка и в тех местах, где на пересечении его костей можно увидеть крест, мазали сажей.

Тем временем на этом обереги для младенца вовсе не исчерпывают себя. Дальше нужно читать внимательно.
В колыбель под подушку, для пущей охраны от нечистой силы, клали два скрещенных ножа (!), ножницы, что были раскрыты в знак креста, а также молитвы (будь то рукописная молитва про "святых помощников" либо же "молитва Черному Кресту"). Но даже на столь радикальных мерах использование оберегов не заканчивалось. Для того, чтобы нечистая сила вообще не попала в дом и не смогла подобраться к ребенку (вдруг ножницы сами собой защелкнулись, а ножи перестали скрещиваться, крестик упал напол, а молитва лежит не под подушкой, а под ножками), веник, которым мели пол, ставили на порог )считалось, что он сметет нечистую силу и она не проникнет в дом). Если вдруг веник по какой-то причине не удовлетворял людей в плане обережности, то на порог клали топор лезвием вверх. При таком раскладе не только нечистая сила в дом не проникнет, но и разные несведущие люди тоже.
После нательного креста крайне важным оберегом считался пояс. Впервые на ребенка одевали пояс по достижению им одного года. И если нательный крест все больше служил для защиты от нечистой силы, то пояс оказывал защиту в области здоровья, хотя и от происка нечистой силы он также оберегал. Если вдруг ребенок умирал до того, как его подпоясывали в первый раз, то хоронили его без пояса. В противном случае люди хоронились подпоясанными.

По достижению семи лет, когда ребенок уже значительно чаще выходил из дома и показывался людям на глаза, в его жизни появлялся амулет от сглаза - булавка, которая пристегивалась как можно ближе к телу (и по сей день старухи, которые хранят в себе традиции своего народа, носят такие булавки). Мужчины также довольно часто использовали в качестве оберега гвоздь, нож или еще какой заотстренный предмет, который носили с собой в кармане.

Довольно интересен также следующий оберег, который могли носить с семи лет - это капелька ртути, которая была наглухо запаяна воском в гусином пере. Считалось, что данный оберег защищает от негативного воздействия, которое могут оказать окружающие человека люди. В Карелии ртуть считалась довольно сильным оберегом практически наравне с нательным крестом и поясом.

Следующим этапом в жизни человека была свадьба. И тут тоже немало оберегов, которые оберегали и от колдовства, и от нечистой силы, и от болезней, и от сглаза. Так, довольно часто и жениха и невесту перед тем, как везти в церковь, опоясывали рыболовными сетями на голое тело - этот оберег считался очень сильным после тех, чтобы были указаны в предыдущем абзаце. Иногда к рыболовным сетям привязывали высушенную голову щуки. Обряд этот проводился местными колдунами.
Помимо этого, невесте с подол втыкали иголки с отломанными ушками. Жениху также втыкали иглы с отломанными ушками, только в пояс брюк, а также иногда в под его шапку прятали перья хищных птиц, под пятку же жених клал серебряный рубль либо плоский камень. Помимо этого, новобрачные могли использовать такие распространенные обереги как луг и чеснок. Все обереги молодожены носили 40 дней.

В целом мы можем заметить, что обереги, свойственные для жителей Карелии, преимущественно носили характер нательных, скрытых от чужих глаз, оберегов. Большая часть оберегов приходилась на такие периоды жизни человека, как младенчество и свадьба. Я думаю, что это связано с тем, что в младенчестве ребенок наименее защищен от влияний окружающего мира, как и в период создания своей собственной семьи, когда все очень неустойчиво (а зачастую в обоих периодах запросто может сложиться так, что находятся люди, с радостью готовые завидовать чужому счастью). Ну и конечно же семья - она как маленький ребенок, и после свадьбы его надо оберегать и защищать, ведь брак в этот период наиболее хрупок.


Спасибо за внимание!
Эйнсли Ред, Кранног, 2 курс




Оценка: 10
Дата сдачи работы: 25.11.2013
Дата проверки: 27.11.2013

Комментарий:
Самую ключевую мысль Вы уловили в последнем абзаце, яркая территориальная обережная особенность.
Одно удовольствие читать Ваши доклады!)