Лаувейя Эриол
2 курс Школы (Кранног)
Русская магия
Обереги в среде хендмейд


Приветствую Вас, профессор Рунаина Малодиус.
Прошу проверить мой доклад на тему «Обереги в среде хендмейд»


Вещи тоже живые. Надо только уметь разбудить в них душу.
(с) Габриэль Гарсиа Маркес. «Сто лет одиночества»



Начиная раскрывать эту тему и даже не затрагивая пока тему как таковых оберегов, приходится оговориться, что понятие «handmade» в наше время разрослось, потеряв свой изначальный смысл и сейчас хенд-мейдом называют почти любую вещь, сделанную вручную. Помимо широчайшего спектра методик и техник, в этой среде существует и множество направлений тематических, от глубокого прошлого до далекого будущего, от мотивов наскальной живописи до постапокалиптики и альтернативного будущего вроде стимпанка. Огромный пласт тематики рукотворчества относится к мотивам этническим, народным – их основы закладывались во времена язычества или периодов еще более ранних, таких как шаманизм и тотемизм. Это именно тот временной отрезок, в котором человечество создало почти все ныне существующие обереги.

Обереги (а к ним можно отнести и амулеты, и талисманы, и не упомянутые на лекции фетиши) – это наделенные особой мистической силой предметы, причем сами по себе они этой силой не обладают, а получают ее извне. На свете существуют (а в прошлом еще больше существовало) тысячи подков, но лишь особое, бывающее не каждый день, стечение обстоятельств (когда случайно слетит с копыта) делает обычный предмет талисманом. Мистической силой подкову наделяют не знаменитые отечественные дороги, на которых не то что конь – черт ногу сломит, не кузнец, плохо подковавший лошадь и не торопящийся куда-то возница, нет, Силу дает сама судьба, удача, потому и такая подкова накрепко связана с удачей.

Теперь перейдем непосредственно к хендмейд оберегам. На тематических ресурсах их можно найти сотни и тысячи – любых культур и вер, в почти любой технике, любого размера и цвета… Словом, на любой вкус, очень показательны Etsy и Ярмарка Мастеров. А ведь когда-то приобрести оберег было не так просто. И до сих пор не умолкают холивары по поводу того, потеряли ли обереги свою силу из-за того, что были поставлены художниками и ремесленниками «на поток» или из-за равнодушно-пренебрежительного отношения покупателей, также плюнувших на традиции. Существует всего несколько мнений на счет того, имеют ли такие предметы право на существование. Попробую рассмотреть все основные позиции, с которыми довелось сталкиваться.

1. Продавать якобы обережные предметы, которые не судьба подарила и не маг сделал, а которые созданы простыми ремесленниками и художниками – недопустимо.

По моему опыту, те, кто придерживается этой позиции, очень серьезно увлекаются эзотерикой (именно так, а не магией в том обобщенном понимании, которое существует в Аргемоне), энергетическими практиками, нередко – йогой.
В пользу этого мнения говорит, прежде всего, то, что обереги в основном делаются лишь с применением механической технологии, без техник магических. Над ними не медитируют, наделяя их намерением, их не заклинают и не заговаривают, для их создания не ищут особых условий и материалов. Механическая прочность, износостойкость и эстетика вещи становятся показателями первостепенными, задвигающими далеко назад сакральный смысл и силу. Да и ощутить особенности энергетики ремесленник, естественно, не может, поэтому и за магическое действие предмета не отвечает. Особо ярые сторонники позиции сравнивают мастеров-НЕмагов с обезьянами, разбрасывающими гранаты. Считается, что такие вещи не только не могут служить – они оскверняют высшие мистические сущности. По этой причине обереги перестают быть оберегами, но, оставаясь предметами Силы, действуют на людей, только не помогают, а вовсю вредят. Вернее, вредят не сами предметы – это мстит через них уязвленная эфемерная сущность, и прекратить эту осаду можно только уничтожив «оберег». Ловцы снов вместо красочных сновидений подкидывают один за другим жуткие кошмары и через разрушение подсознательного в сновидениях приводят к психическим болезням в реальности; китайские пузатые Хотеи и денежные монетки толкают не к случайным прибылям, а к долгам; безграмотно примененные руны обрушивают на владельцев настоящие проклятия (особенно это чревато, когда руны нанесены не на дощечки, а на тело человека в виде татуировок, и при этом допущена ошибка в их формулах).

«Рунное ожерелье Брисингамен»

К этой проблеме примешивается и проблема элементарной безграмотности, когда люди вообще не осознают, что оберег из себя представляет, и почему должен быть применен именно так, а не иначе. Вспомним перевернутые вверх тормашками подковки, перевранные рунескрипты, сплетенные из обрывков наузы (хотя они должны быть цельными), ловцы снов, которые вообще-то не положено носить на себе, а также распространенное нынче ношение на одном шнурке или цепочке оберегов разных, а то и противоборствующих религий. Доводилось видеть, как в разных сочетаниях соседствовали католический крест, православная ладанка или иконка, славянский коловрат, кельтский трикветр, скандинавский молот Тора, египетский анк, хамса, медвежий зуб, арабский амулет от сглаза, лемурианский «Верный спутник»…
В так называемой домашней магии смешение различных предметов Силы допустимо и они, вынужденные ради Дома заключать перемирие, остаются верными хранителями очага и рода (хотя и столкновение, пусть не такое серьезное, возможно, поэтому совсем рядом их лучше не располагать). Но в других местах, в том числе и при ношении на теле обереги вступают в противоборство, причем оно наиболее яростно, если сталкиваются два заклятых врага – Христианство и Язычество. По особо радикальным мнениям, христианство вообще является самым нетерпимым и агрессивно настроенным к своим «идеологическим противникам» и его вовсе не следует сталкивать с кем бы то ни было – ни разные ветви христианства друг с другом, ни христианство с чем-либо другим. Есть и исключения, когда сочетают обереги близких друг другу культур: например, сходные друг с другом тотемы не создают резонанса, а обереги славян не конфликтуют с оберегами скандинавов.

В современном хендмейде все больше прослеживается так называемая интеграция, то есть смешение и взаимопроникновение тематик, техник и мотивов. И последователям вышеупомянутой позиции сложно относиться серьезно к вышитому бисером Оку Гора, луннице из деталей часового механизма, ловцу снов из кружева или к нарисованным на пластике или дихроическом стекле рунам.


Подливает масла в огонь и тот факт, что исконная, изначальная технология создания того или иного оберега нарушается на каждом шагу, а в некоторых случаях и вовсе широкими шагами идет к забвению, и речь даже не о заговорах и прочем, а элементарно о материалах. Яркий тому пример – все тот же Ловец снов. По традиции его положено делать из скрученного ивового прута, грубых нитей и натуральных материалов – перьев, раковин, костяных и деревянных бусин. Сейчас в создании ловцов используют кружево, ленты, мулине, стекло, пластику, бисерные цветы, искусственный мех, расписанную ткань (батик), да и в технологии нарушение на нарушении – применяют и макраме, и вязание крючком, и гобелен, и вышивку, и китайские узлы-талисманы…

Словом, «тихий ужас», но все это сущий бред для тех, кто придерживается второй точки зрения.

2. Обереги силой вообще не обладают, все они – лишь пустое суеверие, пережитки прошлого, и относиться к ним следует как к красивым и необычным украшениям, интерьерным штучкам и декору – но не более. Следовательно, все «совпадения», якобы указывающие на действие оберегов – не более чем пресловутый эффект плацебо.
Позиция, противоположная первой по смыслу, но столь же радикальная. Не могу сказать, что эта крайность совсем уж лишена оснований – наоборот, это противовес нездоровому фанатизму и в ней есть свое зерно истины. И еще есть существенный плюс – решающая роль в определении событий отведена не мандале на стенке и не крестику на шее, а человеку. Скорее всего, истина находится где-то между этими двумя полюсами и влияние на то, как складываются события действительности, оказывают и люди (причем за ними решающая роль), и влияние Тонкого мира через предметы Силы. Другой вопрос, а что, собственно, считать этими самыми предметами Силы? Но к этому я лучше вернусь ближе к концу доклада.

Среди приверженцев этой теории – не только люди, совсем уж безразличные к верованиям древних. Напротив, немало в их рядах тех, кто всерьез увлечен изучением мифологий, мировых религий, древних культур. Причем среди них много не только тех, кто «обереги» покупает, но и тех, кто их делает – в славянских свастиках, рунических письменах, кельтских орнаментах они ищут вдохновение для очередного своего детища. И порой культуры и верования древних вдохновляют мастеров на настоящие шедевры, даже если создатель «оберега» не только не верит в сакральный смысл вещи, но и не очень понимает его.

Именно эта группа мастеров очень бойко и внедряет всю эту креативную котовасию со смешением технологий и отвержением изначального – их творчеству тесно в строгих рамках канонов. И их вещи пользуются популярностью, ведь это люди действительно очень оригинальные и мыслят нешаблонно, а потому и создают нечто, привлекающее внимание. Если приверженцы первой позиции – в большей степени Маги, то в сторонниках второй позиции больше чувствуются Художники.


(лунница и молот Тора в исполнении Марьи Царьковой)

3. Право на существование имеют лишь обереги той религии и веры, которой придерживается высказывающийся.
Честно говоря, это насколько скудоумная и безосновательная позиция, что я даже не считаю нужным долго о ней распространяться. Например, доводилось мне читать в отзывах к ловцам снов (эх, в который раз я о них вспоминаю…) агрессивные нападки так называемых православнутых, утверждавших, что все «амулеты нехристей» следует запретить. Но и на всевозможные пасхальные яйца, молитвенники, ладанки и иконки обрушивается не меньший шквал возмущения от противников искусственно насажденной, «захватнической» религии (опять же, вспомним о том, кто среди религий яростнее всего конфликтует друг с другом). А уж если мастер вообще переходит все границы, когда например на мешочке для рун вышивает крест…

За его душевное спокойствие становится попросту страшно – тут же начнут донимать. Ну и конечно, не всегда все упирается в веру, опять вмешивается все то же невежество, например, со свастики еще не скоро смоется клеймо позора – ассоциация с фашизмом.

4. Обереги не действуют так, как традиционно принято считать, но любая ручная работа имеет особую энергетику, почти всегда – положительную.

Вспомним, как относились к вещам в седой древности, причем не в какой-то конкретной точке, а буквально повсеместно: в Европе, на Востоке, в культурах коренных племен Африки, Австралии, Америки. Вещам поклонялись, их считали творениями высших сил: духи и боги дарили людям первые орудия, музыкальные инструменты, предметы быта, оружие. Творение божества должно обладать душой или хотя бы ее зачатком. Многие племена считали глиняный горшок, рыболовецкий гарпун и костяной нож своими друзьями и союзниками. В современности вещи не утратили своей способности реагировать на настроения и состояния людей. Например, вещам никогда нельзя показывать, что ты торопишься или что они тебе срочно нужны. К примеру, вы пробовали когда-нибудь не просто очень сильно хотеть горячего чая или кофе, но и сидеть рядом с чайником на плите или сиюминутно бросать на него взгляд, означающий «Ну ты там скоро?». Джером К. Джером в своем произведении «Трое в лодке, не считая собаки» очень верно подметил зловредное поведение этой кухонной утвари – ни один уважающий себя чайник не вскипит, пока на него смотрят и засвистит, стоит всем про него забыть, так как равнодушие его оскорбляет.


Вещи произошли из частичек природы (древесина, камень, металл и т.д.), которая имеет и душу, и разум, но они не всегда нам показаны, заметны и доступны для понимания. А когда вещь делают вручную, она помнит и хранит в себе «тепло рук» - а тепло это ничто иное, как энергия.

5. То, будет ли предмет обладать силой, зависит не от него самого, а от создателя и хозяина.
Эта позиция мне кажется наиболее разумной, именно ее я придерживаюсь, и меня очень радует, что как в среде хендмейдеров, так и среди интересующихся магией я встречаю ее все чаще. Нередко можно найти упоминания о том, что обереги оказывали заметное влияние на людей, но еще чаще можно встретить мнение «А вот я никакой разницы не заметил. Что есть он, что нет – моя жизнь не изменилась». На мой взгляд, странно отдавать свою судьбу мешочку с травами или дырявому камню. Гораздо правильнее взять ее в свои руки и из потока внешних факторов, в том числе магических и псевдомагических, брать только стоящее.

Когда нашего университетского преподавателя философии спросили, как он бы отнесся, если бы ему предсказали будущее, он ответил: «Со своей жизнью надо договариваться самому, без посредников». Я давно замечаю, что с теми, кто пугается черных кошек, рассыпанной соли и числа 13 – вечно какие-то неприятности и происходят. Потому что человек, настроив себя, начинает их ИСКАТЬ. А вселенская единая сила (она же – Бог, Аллах, макрокосм, глобальное информационное поле и прочая, прочая…) запрос принимает и выполняет. Ведь ищущий непременно обрящет, и нет в мире более эффективной прививки от завистливых сглазов, плохих примет и прочей кармической дряни, чем позитивное мышление.

С оберегами ситуация аналогичная: их действие – следствие намерения хозяина. Но по-настоящему направлять это намерение способен только истинный предмет силы, а он, в свою очередь, не всяким может быть создан. Речь здесь идет в первую очередь о магической технологии, а не о материалах – в конце концов, создатели оберегов прежде были элементарно ограничены в возможностях. В ловцах снов использовали ивовый прут просто потому, что неоткуда было взять деревянный или металлический обод, а руны и коловраты не теряют своей силы на любом носителе, в том числе и на полимерах. Силу будущему оберегу придает стечение обстоятельств либо выполнение магических, ритуальных действий.

Поэтому следует различать действительно обереги, в создании которых была задействована магия, от предметов «по мотивам». Максимум, на что способны вторые – настраивать на благоприятные внутренние «программы» владельца и передавать ему ту особенно теплую, «домашнюю» энергетику, которую вещь получает от заботливых рук своего создателя – мастера. Мне сложно поверить в то, что купленный на рынке амулет как-то серьезно повлияет на хозяина – разве что хозяин сам себе что-то внушит, а действенность эффекта плацебо многократно доказана. Выходит, что под схожей оболочкой может скрываться разная начинка: среди все тех же ловцов снов есть сплетенные вкривь и вкось китайские поделки, авторские работы, созданные по индивидуальным эскизам и изготовленные магами обереги. Те, кто ищет действительно предмет Силы, по ярмаркам обычно и не рыскает, а находит мага, способного изготовить искомое.


В докладе использованы фотографии с Ярмарки Мастеров

С уважением, Лаувейя Эриол, Кранног, 2 курс



Оценка: 10

Дата сдачи работы: 08.11.2013
Дата проверки: 27.11.2013

Комментарий:
Жаль, что нельзя Вам писать курсовую работу. 10 баллов - мало за такую работу!)
Браво! Спасибо большое!